О цветовых пространствах, матрицах и глюках

Я давно собирался в своем почти новорожденном блоге затронуть эту тему, да все как-то откладывал по тем или иным причинам. В целом, больше всего смущало то, что про цветовые пространства написано уже немало различных статей, а уж про мониторы с их матрицами — и того более, так что писать мне-то? Однако, каждый новый день серфинга по фоторесурсам интернета говорил, что моя реплика лишней не будет. За сим я попробую коснуться этой тематики специально поверхностно и без технических нюансов — в общем, "чтобы было понятно".

Начну я, пожалуй, с причин наиболее распространенного спора, возникающего под каждой третьей фотографией со "странными" цветами. Самой главной отличительной чертой и характеристикой каждого зрителя различных фоторесурсов является монитор, которым пользуется человек. В основном поэтому в споре зачастую кроме слов "откалибруйте свой монитор" ничего конструктивного больше и не услышать. В какой-то степени это правда.

Сейчас поколение "плоских" ЖК-мониторов почти полностью вытеснило с рынка и заменило на рабочих столах пользователей большие "коробки" мониторов, сделанных по технологии ЭЛТ. К сожалению, несмотря на все удобство и все преимущества низкого энергопотребления современные ЖК-мониторы потеряли главное — правильную цветопередачу вне зависимости от производителя, модели, угла просмотра и прочего и прочего... Технологии шагнули вперед, но применительно к фотографии в обязательном порядке нужно коснуться технологий производства матриц. Принципиальных разновидностей существует всего три:
- TN, быстрый "игровой" тип, наименее приспособлен для просмотра фотографий;
- IPS, сравнительно медленные матрицы с отличной цветопередачей;
- MVA, касательно разбираемого вопроса это — компромисс между первым и вторым вариантами.

Так вот все эти три типа матриц сформируют абсолютно разные изображения одной и той же картинки, даже при условии отличного калибрирования монитора. Для правильного восприятия фотографии с широким цветовым и динамическим диапазоном, ее необходимо просматривать на мониторе с матрицей IPS.

Но если мониторы и матрицы относятся к проблемам "конечного" пользователя, того, кто смотрит фотографии, то вопрос с правильной работой с цветовыми пространствами в первую очередь касается фотографа или ретушера, человека, который готовит фотографии. И здесь нюансов и непонимания гораздо больше.

Что такое цветовое пространство?


Применим принцип объяснения "на пальцах". Цветовое пространство — это специально прикладываемый к изображению или используемый устройством файл, который содержит набор инструкций, как должен интерпретироваться и/или корректироваться цвет.

Если мы говорим о калибровке монитора, то это означает, что специальный прибор (калибратор) по эталонному изображению создаст файл-профиль, корректирующий цвета вашего конкретного монитора для их правильного отображения. Опять-таки необходимо отметить, что правильность будет сильно зависеть от матрицы монитора. Кстати, тот же самый принцип работает и для калибровки принтера.

Если же говорить о цветовом пространстве изображения, то тут все немного сложнее, и зависит от того, для каких целей это изображение будет использоваться. Я далее напишу достаточно резкую и крамольную фразу, но для подавляющего большинства пользователей она будет наиболее правильна и понятна.

Всегда и везде используйте цветовое пространство sRGB.


Почему? На самом деле все очень просто.

1. Кроме узкоспециализированных моделей все мониторы работают только с цветовым пространством sRGB. Соответственно, все другие цветовые пространства они будут отображать неверно вне зависимости от калибровки. Поэтому, если не представляете, почему именно используете AdobeRGB, ProRGB, CMYK и так далее, то перестаньте их использовать и работайте в sRGB.

2. Кроме специального графического программного обеспечения (Adobe Photoshop, например) корректно с цветовыми пространствами файлов не работает больше ни одна программа. Особенно это касается браузеров, которые безбожно врут даже сами себе от версии к версии.

3. Что касается печати, то sRGB — наименее "вредоносное" пространство для печати. Потому что для правильной печати изображения должны быть подготовлены в цветовых пространствах того печатающего устройства, на котором будет производиться печать. Почти наверняка вы никогда не задумывались и не знали, на чем и как печатаются ваши фотографии.

Это три причины, приводящие к еще одному логичному выводу: чтобы монитор, принтер или браузер ничего не напутали с обработкой приложенного к изображению файла-профиля с цветовым пространством, изображение не должно содержать этого файла вовсе. Для этого финальным шагом в обработке фотографии должно быть ее конвертирование в sRGB без сохранения цветового профиля.

В Adobe Photoshop для конвертирования нужно воспользоваться меню Edit > Convert to Profile. В верхней части будет отображено текущее цветовое пространство, а ниже — поле "Destination Space", в котором нужно выбрать sRGB. После этого вы либо сохраняете изображение для веба (File > Save for Web); либо для печати (File > Save As) и снимаете галку "ICC Profile".

Справочно дополню, чем пользуюсь я. Для обработки фотографий использую два монитора: 20" Dell 2007WFP на S-IPS матрице и вспомогательно 22" ViewSonic VA2216w на TN-film. Фотографии для наименьших потерь обрабатываю в пространстве AdobeRGB в формате TIFF с последующим конвертированием в sRGB без сохранения профиля для публикации или печати.

Использованные фотографии


"Sunflower" (Salawin) на iStockphoto.com
"Retro Photographer" (baytunc) на iStockphoto.com

Портфолио стоковой фотографии на Getty Images Портфолио стоковой фотографии на iStockphoto Фотобанк Лори: продажа фотографий и иллюстраций
 © 2006 — 2017 
ВКонтакте Twitter Instagram Facebook Youtube
Rambler's Top100