О цветовых пространствах, матрицах и глюках
Я давно собирался в своем почти новорожденном блоге затронуть эту тему, да все как-то откладывал по тем или иным причинам. В целом, больше всего смущало то, что про цветовые пространства написано уже немало различных статей, а уж про мониторы с их матрицами — и того более, так что писать мне-то? Однако, каждый новый день серфинга по фоторесурсам интернета говорил, что моя реплика лишней не будет. За сим я попробую коснуться этой тематики специально поверхностно и без технических нюансов — в общем, "чтобы было понятно".
Начну я, пожалуй, с причин наиболее распространенного спора, возникающего под каждой третьей фотографией со "странными" цветами. Самой главной отличительной чертой и характеристикой каждого зрителя различных фоторесурсов является монитор, которым пользуется человек. В основном поэтому в споре зачастую кроме слов "откалибруйте свой монитор" ничего конструктивного больше и не услышать. В какой-то степени это правда.
Сейчас поколение "плоских" ЖК-мониторов почти полностью вытеснило с рынка и заменило на рабочих столах пользователей большие "коробки" мониторов, сделанных по технологии ЭЛТ. К сожалению, несмотря на все удобство и все преимущества низкого энергопотребления современные ЖК-мониторы потеряли главное — правильную цветопередачу вне зависимости от производителя, модели, угла просмотра и прочего и прочего... Технологии шагнули вперед, но применительно к фотографии в обязательном порядке нужно коснуться технологий производства матриц. Принципиальных разновидностей существует всего три:
- TN, быстрый "игровой" тип, наименее приспособлен для просмотра фотографий;
- IPS, сравнительно медленные матрицы с отличной цветопередачей;
- MVA, касательно разбираемого вопроса это — компромисс между первым и вторым вариантами.
Так вот все эти три типа матриц сформируют абсолютно разные изображения одной и той же картинки, даже при условии отличного калибрирования монитора. Для правильного восприятия фотографии с широким цветовым и динамическим диапазоном, ее необходимо просматривать на мониторе с матрицей IPS.
Но если мониторы и матрицы относятся к проблемам "конечного" пользователя, того, кто смотрит фотографии, то вопрос с правильной работой с цветовыми пространствами в первую очередь касается фотографа или ретушера, человека, который готовит фотографии. И здесь нюансов и непонимания гораздо больше.
Что такое цветовое пространство?

Если мы говорим о калибровке монитора, то это означает, что специальный прибор (калибратор) по эталонному изображению создаст файл-профиль, корректирующий цвета вашего конкретного монитора для их правильного отображения. Опять-таки необходимо отметить, что правильность будет сильно зависеть от матрицы монитора. Кстати, тот же самый принцип работает и для калибровки принтера.
Если же говорить о цветовом пространстве изображения, то тут все немного сложнее, и зависит от того, для каких целей это изображение будет использоваться. Я далее напишу достаточно резкую и крамольную фразу, но для подавляющего большинства пользователей она будет наиболее правильна и понятна.
Всегда и везде используйте цветовое пространство sRGB.
Почему? На самом деле все очень просто.
1. Кроме узкоспециализированных моделей все мониторы работают только с цветовым пространством sRGB. Соответственно, все другие цветовые пространства они будут отображать неверно вне зависимости от калибровки. Поэтому, если не представляете, почему именно используете AdobeRGB, ProRGB, CMYK и так далее, то перестаньте их использовать и работайте в sRGB.
2. Кроме специального графического программного обеспечения (Adobe Photoshop, например) корректно с цветовыми пространствами файлов не работает больше ни одна программа. Особенно это касается браузеров, которые безбожно врут даже сами себе от версии к версии.
3. Что касается печати, то sRGB — наименее "вредоносное" пространство для печати. Потому что для правильной печати изображения должны быть подготовлены в цветовых пространствах того печатающего устройства, на котором будет производиться печать. Почти наверняка вы никогда не задумывались и не знали, на чем и как печатаются ваши фотографии.
Это три причины, приводящие к еще одному логичному выводу: чтобы монитор, принтер или браузер ничего не напутали с обработкой приложенного к изображению файла-профиля с цветовым пространством, изображение не должно содержать этого файла вовсе. Для этого финальным шагом в обработке фотографии должно быть ее конвертирование в sRGB без сохранения цветового профиля.
В Adobe Photoshop для конвертирования нужно воспользоваться меню Edit > Convert to Profile. В верхней части будет отображено текущее цветовое пространство, а ниже — поле "Destination Space", в котором нужно выбрать sRGB. После этого вы либо сохраняете изображение для веба (File > Save for Web); либо для печати (File > Save As) и снимаете галку "ICC Profile".
Справочно дополню, чем пользуюсь я. Для обработки фотографий использую два монитора: 20" Dell 2007WFP на S-IPS матрице и вспомогательно 22" ViewSonic VA2216w на TN-film. Фотографии для наименьших потерь обрабатываю в пространстве AdobeRGB в формате TIFF с последующим конвертированием в sRGB без сохранения профиля для публикации или печати.
Использованные фотографии
"Sunflower" (Salawin) на
"Retro Photographer" (baytunc) на