Фарерские острова, подготовка: билеты, виза, проживание, авто, маршрут
Побывав в самом начале лета в Исландии и имея следующую половину отпуска в середине осени, я задумался, куда же попробовать смотаться. И... без особых предисловий скажу: выбор пал на Фарерские острова.
Вообще на самом деле Фареры зрели давно, но как обычно: нет компании, времени, настроения. Тут же все совпало, исландские впечатления были все еще яркими, хотелось продолжения тематики, плюс компания нашлась. Ну и тематику продолжил. Итак, традиционно начнем с подготовки.
Билеты
На Фарерах аэропорт один, расположен он на острове Вагар. Аэропорт строился еще британскими военными вроде, принимает любые самолеты, но летает туда лишь местная авиакомпания Atlantic Airways. Вылеты осуществляются из нескольких европейских городов, правда, по большому счету актуальным для меня был лишь маршрут Копенгаген-Вагар. Покупая билеты в августе, ты несколько ограничен в выборе (как дат, так и наличием билетов, и ценами на них), поэтому у меня в бюджет вписался вариант от KLM с пересадками в Амстердаме и Копенгагене. В принципе по общему времени в пути с учетом пересадок все было очень прилично: около 10ч туда, около 12ч обратно. При этом в Вагар прилетали днем, улетали тоже днем, удобно.
Надо заметить, что из Москвы есть прямой в Копенгаген (Аэрофлот летает), но стыковка получалась очень неудобная: долгая, да и прилет ночью. Лучше уж тогда было брать с пересадкой через сутки, типа погулять по столице Дании, но я хотел на Фареры, поэтому... летим на Фареры!
Виза
Ходят слухи, что обычный шенген вполне себе вариант. Однако, официально для посещения Фарер нужна шенгенская виза с отметкой "годится для посещения Фарерских островов". Отметку ставят разумеется только в посольстве Дании. А комплект документов абсолютно идентичен тому, что подается на обычный шенген.
Из наших нюансов: наличие действующего шенгена в паспорте существенно озадачило сотрудника визового центра, типа "зачем вам еще?". Ну и само оформление в визовом центре заняло очень продолжительное время, причем одновременно над нашими документами корпели иногда по трое человек. По итогам же: визы сделали быстро, но две разные... Схема такая: нет шенгена — получай визу Дании с отметкой VALID FOR FAROE ISLANDS, есть шенген — получай отдельную визу Фарер (такая же как Дании, только Фарер).
Кстати, слухи оправдались, в самом Вагаре никто паспорты не проверял. Вот только в Шереметьево запутались в разных визах и опять очень долго разбирались, можем ли мы туда лететь. Так что все же рекомендую озадачиться получением Фарерской визы.
Проживание
Тут был отдельный квест. Сначала я думал, что может имеет смысл построить маршрут, но учитывая, что все острова примерно 100 км по диагонали, стало ясно, что достаточно забронировать одно место на все время пребывания. Славненько, открываю "букинг" и понимаю: а) жилья катастрофически мало; б) бюджет троих в Исландии равен бюджету двоих на Фарерах. Несколько дней я мониторил цены и думал, что же делать, пока не вспомнил про Airbnb. Риски конечно теоретически все же выше, зато ассортимент намного больше, так как отелей на Фарерах мало (поэтому "букинг" скуден), а частники в основном "трутся" на Airbnb.
Из дилеммы: домик в Торсхавне (столица) или домик на отшибе с видом на океан (Эдувик), — я выбрал второе. В общем получилось, что из-за расположения езды было больше, зато тихо, спокойно, прекрасный вид и, как потом оказалось, отличный дом. Из рекомендаций: если хочется более удобного расположения, то в первую очередь стоит рассматривать Торсхавн.
Ну и еще: хозяина я не видел, общались через Airbnb, дом был открыт, ключи на кухне. Напомнило деревню :).
Авто
Был вариант передвигаться на автобусах (на Фарерах они вполне удобны и закрывают почти всю территорию), но быстрее конечно на автомобиле. На островах есть несколько больших прокатов (Sixt, Avis и еще какие-то), но я теперь уже традиционно выбрал местный — unicar.fo. Привлекла оплата через PayPal, баксовый баланс которого не хотелось выводить рублями, а деньги там висят. Ну плюс дешево: Honda HRV на механике (ничего уже другого не было) была по стоимости сравнима с А-классом в 62n.fo.
Процесс заказа: общение по электронке, счет на PayPal в кронах (с депозитом 1500 крон), потом был обещан рефунд депозита на PayPal. Забирать машину можно либо в аэропорту с доплатой, либо в офисе. Я забирал в офисе, Фареры вообще опять напомнили о деревне: права не спросили, документы не нужны, осмотрите машину сами, ключи в бардачке. А если забирать в аэропорту, то просто "машинка будет на парковке С, ключи будут в бардачке, удачной поездки".
Маршрут
А вот с маршрутом пришлось повозиться. Фареры состоят из 18 островов, и только один из них безлюден, на все остальные можно добраться либо на машине (мосты или туннели), либо на пароме (как с перевозкой авто, так и нет), либо на вертолете (вообще приключение, но летают раз в сутки).
С мостами и туннелями все понятно: сел и поехал. Правда, оба туннеля под океаном — платные (первый покороче соединяет Вагар со Стреймоем, второй подлиннее — Эйстурой с Бороем), соответственно, чтобы лишний раз не платить, учитываем при планировании поездок. Да, при аренде у Unicar проезд туннелей оплачивать не надо, они сами потом вычтут по факту из депозита и со скидкой 20% (80 крон вместо 100).
С паромами все сложно. Во-первых, они все разные (большие, средние, маленькие). Во-вторых, у одних есть бронь (по инету или телефону!), у других оплата на месте. В-третьих, у каждого свое расписание НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ (ssl.fo в помощь), на которое еще накладывает большую лапу погода. Ну и четвертым бонусом стала вишенка из-за сроков поездки (сентябрь): летний туристический сезон кончился, и паромы начали отправлять на плановые ремонты и обслуживание (новости на ssl.fo в помощь-2).
Что касается вертолета, то он реально практически не нужен, паромов вполне достаточно для "посмотреть", но в сентябре паромное сообщение с Микинесом было уже закрыто, а попасть туда хотелось. Проштудировал расписание, условия брони (не ранее, чем за неделю), текущую загрузку — понял, что без ночевки на Микинесе не обойтись (точнее даже двух), решил оставить остров тупиков в покое, тем более, что сами тупики оттуда слиняли еще в августе.
Я еще откопал несколько треккинговых буклетов по Фарерам, понял, что ногам будет весело, и все тропки не обойти при любом раскладе. Отметил для себя около десятка интересных трасс, выбрал удобные дни для использования паромов и туннелей, остальное — решим по погоде и силам уже на месте. Как оказалось потом, решать на месте пришлось все заново, но это чуть попозже. Собственно поэтому общей карты маршрута не рисую...
Одежда
Поездка по Исландии намекает, что лично мне вроде бы ничего и не нужно. Купил только снова шапку (опять привет, Деттифосс!) да повязку-шарф на шею (удобно, кстати). В остальном точно такой же набор вещей. Из техногенного: взял "погонять" автомобильный инвертор (заряжать аккумы дрона), который не пригодился, но и об этом потом. Плюс купил фильтр ND1000 снимать водичку на длинных выдержках днем, вот это очень понравилось.
Деньги
Как и в Исландии практически повсеместно можно расплатиться кредиткой. Но если в Исландии мы таки нашли пару мест, где пришлось платить наличными, то на Фарерах такого не было. Ну, если не считать одного благотворительного взноса за туристическую тропу около Гьова (или Джегва), который мы бросили в стилизованный почтовый ящик :).
Тем не менее очень рекомендую заценить местные купюры (вроде от 100 крон), на которых очень художественно изображены сюжеты фарерской тематики (пейзажи, живность). Фарерская крона = датской, их принимают везде, они равноправны, а вот в Дании фарерскую валюту уже не примут.
P.S. И, кстати, туалеты на Фарерах бесплатные.